понедельник, 15 марта 2021 г.

Рубрика "Книги Юбиляры 2021!"

 

240-летие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Бессмертная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» – вершина русской драматургии 18 века

Недоросль — комедия в пяти действиях, написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии.

В комедии «Недоросль» мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.

Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных. Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции. В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованным, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности. 

 


190-лет книге Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера близ Диканьки» … изумили меня.
Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности.
А местами какая поэзия!.. Какая чувствительность!
А. С. Пушкин

"Вечера на хуторе близ Диканьки" – одно из лучших произведений Н. В. Гоголя, относящееся к раннему периоду его творчества, и представляющее собой сборник рассказов и повестей, объединенных единым названием и общей тематикой, связанной с родиной писателя – Украиной. Сюжеты “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, местами мистические, местами веселые, местами драматические, навеяны народными преданиями и пронизаны любовью к природе Украины, ее культуре и ее людям, хранящим традиции вольного запорожского казачества.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" – первое произведение Н. В. Гоголя, увидевшее свет рампы. В 1833 г. в Александринском театре была показана инсценировка, сочиненная без участия автора. На сюжеты «Вечеров…» были написаны оперы М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов. Самый первый сборник повестей оказался самой светлой книгой Гоголя, любимой многими поколениями читателей. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»

В 1834 г. вышли повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Они были объединены в сборник «Миргород».

Комментариев нет:

Отправить комментарий