среда, 24 февраля 2016 г.

Афганский дневник

 Виртуальное знакомство в библиотеке п. Калья (филиал №13)

      15 февраля 1989 года последний российский солдат покинул Афганистан. Эта дата символична. В России она отмечается как День памяти воинов-интернационалистов.
       С одним из воинов-афганцев состоялось наше виртуальное знакомство, а виртуальное потому, что этот человек живет в городе Волгограде.
      Итак, знакомьтесь, Игорь Анатольевич Сокало родился 29 декабря 1967 года в семье обычной трудовой семье. Мама, Сокало Тамара Захаровна - продавец, а Сокало Анатолий Васильевич, отец поэта, - кузнец гидравлического молота. В 1975 году пошёл в среднюю школу № 12, в которой проучился до 1983 года. С 1983 по 1986 год учился в СПТУ №20 речного флота по специальности моторист-рулевой. Проходил практику на "Вол практ на "Волго-Доне 5005" 5005". 22 октября 1986 года попал в "Учебку" спецназа г. Чигрик, где обучался на радиотелеграфиста радиостанции малой мощности. 5 мая 1987 года прибыл в Кабул для прохождения дальнейшей службы. Был направлен в 797 развед-центр, осенью 1987 года откомандирован в Гульбахар, потом на Саланги, затем в Джабаль. В феврале 1989 года Игорь вернулся домой, в родной Волгоград. Свои стихи наш герой начал писать еще в 1996 году, а первый сборник стихов «Братишкам-шурави» вышел только в 2009 году, для чего поэту пришлось продать машину.
       В творчестве Игоря преобладает тяжелая Афганистанская тема. Боль потерь пронизывает творчество этого,
на первый взгляд, сильного и мужественного мужчины. Практически все творчество — это крик души, и это подчёркнуто пунктуационными знаками.
Война!!! Как часто слышу слово Я!!!
Война!!! Когда в огне! Вокруг земля!!!
Да, там погиб мальчишек взвод!
И кто-то грудью лег на пулемёт!!!
Здесь главное – душевные переживания автора, которые останутся с ним до конца дней:
Как мне забыть Афганистан?
Поверьте мне, что Я не знаю.
Опять иду Я по горам и пацанов своих теряю.
Серёгу ранило в живот, задело брата очень туго.
Его спустили по горам, Я потерял на веки друга.
      Посвящение погибшим – одно из направлений творчества Игоря Сокало. Практически каждую поэму, стихотворение, наряду с иной тематикой, пронизывает идея вечной памяти о погибших. В стихотворении "Кандагар", посвящённом побратиму автора Владимиру Кудла, находим тому пример:
Набежит брат слеза, Я губу закушу.
О погибших друзьях говорить не смогу.
Вспоминаю парней и друзей с Кандагара.
Я не плачу, сынок, то соринка попала.
Я не плачу, сынок, просто вытру слезу.
Как забыть Кандагар, Я понять не могу.
И опять, и опять возвращаюсь туда.
Где навеки остались наши друзья.
Буду помнить всегда боль потерь и обиду.
За погибших парней чашу боли Я выпил.

     Игорь Сокало действительно выполняет 
высокую миссию: своими стихами он прославляет побратимов, о подвиге которых, люди, не знавшие войны, могли бы никогда не узнать. Его книга "Братишкам-шурави" содержит много 
посвящений погибшим, где автор указывает поимённо, в память о ком написано то или иное произведение. Яркий пример — стихотворение "Посвящается бойцам спецназа (Горобцу Славке)". Автор не стесняется выражать горечь потери. И именно этот прием служит для выражения и уникальности личности погибшего.
Я выл и плакал на ветру,
Судьбу я дико проклинал,
Когда мой друг, Мой Славка, друг,
В бою под Кандагаром пал.
      Горобцу Вячеславу из города Камышин Волгоградской области, служившему в спецназе и погибшему в Кандагаре осенью 1987 года, Игорь Анатольевич посвятил также стихотворение "На могиле друга".
      Обращение к матери, самому близкому человеку, в муках подарившему чудо – жизнь, очень часто встречается в творчестве воина-интернационалиста. Данную тему находим в стихах "Мама", "Письмо маме", "Разговор с мамой", "Мамуся". Во всех стихотворениях ощущается трепетное отношение к матери, доверие к ней, как ни к кому другому. Поэт не боится излить душу именно ей, кто всегда будет ждать и дождётся. Так, например, в стихотворении "Письмо маме":
Здравствуй, мама! Солнце здесь злое палит,
И воды, как всегда, не хватает.
Но и снега здесь нет, здесь его не бывает,
И дожди очень редко по крыше стучат,
И мне ближе теперь стал мой друг автомат.
      Можно еще долго перечислять стихи и песни, которые написаны на слова Игоря, а их, поверьте, немало. И знакомство, пусть даже виртуальное, с таким человеком нужно всем нам, чтобы помнили, чтили и гордились.

Комментариев нет:

Отправить комментарий